Сделать это можно, но только следуя определенным правилам и не совершая распространённые ошибки.
Основные ошибки подрядчика
При таком запросе подрядчик совершают две грубых ошибки, которые при работе с госзаказчиком могут выйти ему боком в будущем.
- Первая: уверенность в том, что его цены, по которым он работает реальные, рыночные и обоснованные.
- Вторая: составление сметы — это настолько простой и ничем не упорядоченный процесс, что туда можно включать все, что угодно и, как угодно, повышать цены пока не получится то, что ему надо.
К сожалению, из-за этих ошибок большинство подрядчиков сильно обманываются в своих надеждах на выигрыш тендера или оплату в дальнейшем выполненных услуг.
Почему это происходит?
Да все очень просто. Цены, которые подрядчик для себя установил – это только его личное мнение. И если вы спросите у еще 10-ти таких же подрядчиков, то окажется, что у каждого будет своя цена, иногда в разы отличающаяся друг от друга. Все это происходит, потому что у каждого из них свой подход к прибыли, к уровню зарплаты рабочих, к наличию собственных машин и механизмов, может каких-то запасов материалов и т.п.
Например, если подрядчик крупный и у него есть инвентарные леса для ремонта фасада, то он в смету вложит только их амортизацию, а другого лесов просто нет, и он будут доказывать, что затраты на их аренду нужно обязательно включать в смету. Далее еще один пример, если рабочие находятся в штате организации и их зарплата может быть значительно ниже, чем тех рабочих, которых привлекают по временной схеме.
И так можно пройтись по каждому элементу стоимости выполняемых работ и материалов. У каждого из подрядчиков будет своя ситуация с формированием их цены.
Кроме того, при составлении сметы (имеется в виду государственные сметы) любой сметчик опирается на большое количество нормативных документов, которые запрещают повышение цены различными коэффициентами, или изменением цены расценок, как часто это просят не осведомленные в этом подрядчики. И если сметчик внесет то, что просит подрядчик, то смета выходит составлена неверно и любой проверяющий очень легко найдет эти ошибки.
С государственным бюджетом шутки плохи и если даже это не вскроется в ближайшее время то в будущем при проведении проверки (а они проводятся в госорганизациях периодически и обязательно) подрядчика заставят вернуть деньги в бюджет да еще могут попросить проценты за пользование государственными деньгами.
Выводы, чтобы не совершать ошибки:
- 1. Подрядчик не должен опираться при работе с гос организациями на свои цены, а использовать государственные, если не хочет проблем в будущем. Единственное для чего он может составить смету по своим расценкам – это для сравнения своих желаний по цене с нормативными государственными.
- 2. Сметчик составляет сметы по существующим и утвержденным правилам и нормам, а также по утвержденным расценкам. Поэтому выйти на любую сумму и обоснованно это доказать просто невозможно. Ведь при проверке данные сметы будут проверяться такими же сметчиками, которые пользуются теми же сами нормативными документами и расценками. Поэтому не надо питать иллюзии на этот счет, что все зависит от уровня сметчика.
Однако несмотря на это надо иметь в виду, что высококлассный сметчик может обоснованно поднять стоимость сметы, но только:
- путем доработки вместе с заказчиком исходных данных (проект, ведомость объемов работ и т.п.);
- использованием дополнительных затрат, которые подрядчик просто не учел в своей смете;
- помощью в подготовке дополнительных документов усложняющих условия работ, закупку материалов на объект и т.п.
В сметах, составленных с помощью утвержденных нормативов, такую проверку проводить не нужно. Но вот коммерческие расчеты должны быть подвергнуты тщательному анализу. При проверке цен можно ориентироваться как на нормативы, так и на актуальные рыночные расценки. Как их можно проверить?
Но все это делается в рамках нормативных правил и обычно составляет не более 20-30 % от первоначальной суммы.
Если у вас остались вопросы связанные с обоснованием цены напишите мне в личном сообщение вконтакте.