Сметные нормативы представляют собой обобщенное название всех сметных норм, расценок и цен, которые собраны в отдельные сборники. Сметные нормативы наряду с правилами, которые являются руководством для выполнения строительных работ, служат основанием для формирования сметной стоимости строительства и восстановления зданий.
Сметные нормы – это комплекс ресурсов (время функционирования строительных машин, потребность в материалах и т. д.), который установлен на измеритель строительных, монтажных или других работ.
Сметные нормы нужны для определения нормативного количества ресурсов, которые требуются для выполнения определенного вида работ, что является основой для перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы предполагают выполнение работ в неосложненных условиях. Если таковые имеют место, то кроме сметных норм используют коэффициенты, взятые из сборников нормативов.
Различают такие виды сметных нормативов: государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН), производственно-отраслевые сметные нормативы (ПОСН), вводимые министерствами, сметные нормативы, действующие на территории определенного региона (ТСН), фирменные сметные нормативы (ФСН), которые учитывают действие конкретной организации ведомственного подчинения.
СНиПы, которыми пользуется сметчик, выбираются, исходя из требований Заказчика к использованию тех или иных нормативов. Частные случаи позволяют установить Заказчику и Исполнителю договоренность о расценках. Обычно Заказчик применяет федеральные или территориальные нормативы, реже - отраслевые нормы и фирменные.
Федеральные нормы в регионах корректируются исходя из цен на местные материалы, поэтому территориальными, имеющими поправки на местные условия, пользоваться удобнее.
Сейчас в России действуют разные сметные нормы и правила. ГЭСНы (Государственные Элементные Сметные Нормы) 2001 года используют для разработки локальных смет ресурсным методом. ФЕРы (Федеральные Единичные Расценки) 2001 года указывают на стоимостные показатели для работ, являющихся основанием для создания локальных смет базисно-индексным методом по объектам, финансируемым государством.
Главным показателем стоимости работ являются прямые затраты (ПЗ), которые включают в себя шифр, название работ или затрат, единицы измерения, стоимость работ на единицу измерения.
ПЗ рассчитывают по формуле, где суммируются заработная плата рабочих, не управляющих машинами (ЗП), стоимость эксплуатации машин (ЭМ), заработная плата рабочих, управляющих машинами (ЗПМ), стоимость материальных ресурсов (Мат). Элементные сметные нормы (ЭСН), которые являются составляющей СНиПов, позволяют обосновать все затраты по каждой строчке ПЗ. Кроме того, в расценке значатся неучтенные ресурсы, которые нет в ПЗ, но должны быть учтены в смете.
ТЕРы 2001 г., структурно аналогичные ФЕРам, применяют для локальных смет, если финансирование идет из местного бюджета.
Московские Территориальные Сметные Нормы 1998 года (МТСН 81-98), разработанные в уровне цен столицы 1998 года, применяют для локальных смет, если финансирование осуществляется из столичного бюджета.
Территориальные Сметные Нормы 2001 г (ТСН-2001) структурно похожи на МТСН 81-98. ТСН-2001 разработаны в уровне цен г. Москвы 2001 года, имеют то же применение, что и МТСН 81-98.
Коэффициенты пересчета (КП) позволяют сделать расчет смет в текущих ценах. Их используют по определенным расценкам и по видам работ, что зависит от используемой нормативной базы.