Строительство дома всегда сопряжено с хлопотами. Труднее всего предположить в самом начале строительства во сколько оно на самом деле обойдется. Поэтому составляются проекты домов и сметы, так как даже опытные строители не смогут сказать, не просчитав и не предусмотрев все статьи расходов, в том числе и непредвиденные, во сколько в общем обойдется строительство. В солидных строительных компаниях созданы целые сметные отделы, которые занимаются составлением сметной документации. Фирмы поменьше, которые не могут позволить себе такой штат, заказывают сметы специалистам.
Смета – это не просто формальное приложение к проекту, а необходимый документ, на который опирается любой подрядчик. Дома со сметой строить намного проще в том плане, что всё спланировано и расписано по срокам и этапам.
Главные затратные статьи сметы – это расходы на покупку стройматериалов и оплату за работу строителям. Оплата работ зависит от их объема, технологических процессов, применяемых в ходе строительства, от сроков, количества работающих и от способов финансирования проекта по времени и объему.
Смета упрощает контроль заказчиком сроков выполнения запланированных работ, соответственно уже проделанной им работы.
Благодаря смете работа разбита на определенные этапы, которые должны производиться по графику. В соответствии с этим и происходит финансирование работ.
Оправдывает себя заказ сметы у нескольких исполнителей, что позволяет выбрать наиболее приемлемый вариант. Разница в стоимости объекта может быть довольно существенной. Это обусловлено тем, что у каждой фирмы свои поставщики стройматериалов, на стройку предполагается задействовать разное количество рабочих.
Если сравнить эти несколько вариантов смет, то можно увидеть за счет чего происходит экономия средств при строительстве, и как это грамотно сделать не в ущерб качеству. Пример сметы дома можно всегда найти в интернете или у тех же специалистов, у которых планируете заказывать составление документов.
Зачастую при отсутствии опыта в составлении смет не учитываются такие расходы, которые на первый взгляд могут показаться несущественными, а в конечном итоге вырастают в приличные суммы. Например, расходы на транспорт или на бюрократические издержки. Обязательной графой сметы должны быть непредвиденные расходы. Принято отводить на них 2%, но реальная цифра зачастую больше, поэтому лучше немного перестраховываться. Когда смету составляет не та организация, которая будет строить, то обязательно нужно ее проверить и подогнать под требования подрядчика. Кроме того, обязательным условием является согласование сметы на строительство в экспертной организации. А разработана смета должна быть в соответствии со всеми позициями документации на строительство.
Проекты домов со сметой обходятся дороже, но это себя целиком оправдывает. Правила составления смет унаследованы еще с советских времен и существенно с тех пор не изменялись, так что стоимость составления проекта составляет 10% от общей суммы, а составление сметы – 1%. Это если речь идет о бумажном варианте. В большинстве случаев процесс составления смет сейчас автоматизируется, разработаны для этого специальные программы. Казалось бы, всё идет к простоте и удешевлению, но не тут-то было. Несмотря на автоматизацию, составление сметы стало очень трудоемким делом, потому что при существующем ныне многообразии строительных фирм и продавцов стройматериалов, конкуренции на строительном ранке не так легко сориентироваться. Когда смета составлена, поставщики и сроки благодаря этому определены, то и стройка превращается в упорядоченный, хорошо организованный процесс.